Город Евгений Гордон, директор ГБУЗ «Самарский областной центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»: «Я как гражданин обязан создать безопасные условия для качественной работы скорой помощи»

Евгений Гордон, директор ГБУЗ «Самарский областной центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи»: «Я как гражданин обязан создать безопасные условия для качественной работы скорой помощи»

Пожалуй, одна из самых волнующих тем и для медиков, и для пациентов – работа скорой медицинской помощи. О трудностях работы службы и планах по ее развитию Doctor63.ru рассказал директор Самарской станции скорой медицинской помощи Евгений Гордон.

– Евгений Олегович, руководство скорой помощью досталось вам в непростое время – процесс перехода в областное подчинение, грядущая реорганизация...

– Можно сказать, что в Самарской скорой помощи несколько застоялись процессы развития, требовались новые импульсы. Поэтому министром здравоохранения было принято решение объединить скорую помощь и Центр медицины катастроф (ЦМК). Объединение вполне логично, оно доказало свою эффективность в Санкт-Петербурге, по тому же пути идет и Липецк. В здравоохранении есть понятие «служба медицины катастроф». Это комплекс мер и внештатных формирований, которые вступают в действие при чрезвычайных ситуациях. По критериям Всероссийского центра медицины катастроф «Защита», чрезвычайной считается ситуация, когда есть десять пострадавших или два трупа. В этом случае скорая помощь является передовым отрядом, а координирует действия центр медицины катастроф. Приведу недавний пример: когда перевернулся автобус с 46 паломниками в Елховке, координацию действий медиков совершал дежурный врач ЦМК. Оперативно прибыли медики Елховского и Красноярского районов, санавиация из больницы имени Калинина, дополнительно были доставлены кровь и медикаменты.

Пока еще объединения не произошло, перед нами не стоит задача сделать это быстро, важно подойти к вопросу взвешенно. Сейчас создается единый свод штатного расписания, нормативная база, проводится инвентаризация, необходимо решить и ряд технических вопросов.

Стоит задача создать единый диспетчерский центр, это отработка сегмента «103» региональной составляющей всероссийского номера «112». Он не будет дублировать телефон «03», оперативные отделы на станциях скорой останутся. В центре будут следить за передвижением автомобилей скорой помощи, оснащенных ГЛОНАСС, отслеживать не исполненные вызовы.

Академик Геннадий Петрович Котельников всегда говорит: «Врачи – это особые люди». Я, как гражданин, обязан создать безопасные условия для качественной работы скорой помощи, для этих особых людей. В этом состоит моя задача как директора Центра медицины катастроф и станции скорой помощи. Предстоит решить немало проблем: по спецодежде и обуви для врачей и водителей, по резервным источниками энергии для станций, зимней резине для машин. И, конечно, по заработной плате сотрудников.

– Пожалуй, это самое больное место современной медицины...

– Причина кроется не в отдельно взятой скорой помощи, и даже не в здравоохранении области, посмотрите на базовые ставки окладов. У врача без категории – 5346 рублей, у врача второй категории – 5880 рублей, 6400 рублей – у специалистов высшей категории, но таких у нас единицы. У фельдшеров оклады еще меньше. Стаж «накручивается» на оклад, категория прибавляется к нему же. Конечно, медики фактически получают несколько больше, но для этого они работают далеко не на одну ставку. Есть старый медицинский анекдот: врач всегда работает на полторы ставки: на одну есть нечего, а на две некогда. Однако человек обязан иметь время для отдыха, сна, восстановления здоровья, просто для нормальной жизни.

С переходом в подчинение минздраву уровень заработной платы удалось сохранить. Сейчас мы переживаем тот острый период, когда сотрудники должны понять и увидеть, что по уровню оплаты труда отката назад нет и не будет. Будет больше, но пока я не готов сказать точно насколько.

Стоит задача остановить отток кадров. Мы можем получить деньги на строительство зданий, закупить все необходимые автомобили, но они останутся бесполезными, если некому будет работать. Последним условно «успешным» годом можно назвать 2008-ой, тогда работал 251 врач, 498 фельдшеров. На 1 января этого года по факту было 157 врачей, 482 фельдшера. В то время как по нормативу требуется 378 врачей и 736 фельдшеров! Сейчас на линии работает всего 43 бригады. Отнимите две психиатрических, от двух до четырех педиатрических. Количество бригад настолько маленькое, что и страшно говорить, а при этом скорая еще обязана дежурить на пожарах, «минированиях».

Евгений Гордон более 27 лет отдал службе в правоохранительных органах. Работал в уголовном розыске, пенитенциарной системе, а также в Управлении федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Был в служебной командировке на Северном Кавказе. За отличие в службе награжден медалями. После отставки занимал должность руководителя управления кадров в Самарском государственном медицинском университете. В настоящее время является директором Самарского областного центра медицины катастроф и станции скорой медицинской помощи. Имеет три высших образования: техническое, юридическое и экономическое. Женат, воспитает двоих детей, супруга – врач в третьем поколении (участковый в поликлинике).

Многие звонят, недоумевают: «Живу рядом с подстанцией, почему никак не приезжает бригада на вызов?»

Но врачи почти не бывают на станции. Заезжают, только чтобы сменить оборудование, если требуется, могут раз за смену поесть. С одного адреса сразу переезжают на другой. Прибавьте к этому производственный травматизм, нападения на медиков, выезды к пациентам, которые находятся в состоянии опьянения. Нагрузка на врачей колоссальная. Не выдерживают психологического давления и люди, которые принимают звонки. Некоторые граждане звонят неоднократно, спрашивая, где же врачи, и даже угрожают, если бригада едет долго, оскорбляют фельдшеров.

– Наверное, много жалоб на работу скорой...

– Конечно, граждане правы. Я сам отец двоих несовершеннолетних детей и сын 80-летней мамы и прекрасно понимаю возмущение и негодование граждан, с искренним сердцем подписываю ответы с извинениями.

И все же нужно сказать, что сами граждане относятся к врачам потребительски, как к обслуживающему персоналу. Возможно, это говорит о маргинализации части социума. Нападают на медиков довольно часто. Недавно произошел случай: вызвали бригаду в кафе к нетрезвому мужчине. Фельдшер приводил его в чувство, пациент очнулся и ударил медика. Буйного больного перенесли в машину скорой помощи и там фельдшер продолжил оказывать помощь пациенту.

Часто люди злоупотребляют своим правом обратиться в скорую помощь. Приведу свежий пример. Раздался звонок: медиков вызвал адвокат для своего клиента, который находился на допросе, ему грозило взятие под стражу. Приехала бригада, врачи определили, что у мужчины гипертонический криз, не требующий госпитализации, оказали соответствующую помощь. Через полчаса еще раз вызывают скорую туда же: прибыла анестезиолого-реанимационная бригада, однако действие лекарства уже началось, оснований для госпитализации по-прежнему не было. Еще через некоторое время раздался третий звонок, родственники требовали, чтобы медики приехали в изолятор временного содержания к этому пациенту, в то время как он туда даже не прибыл! Врачей к нему вызывали и на следующий день, уже в изолятор, мужчина жаловался на боли в животе. Пациента возили на обследование в больницу имени Пирогова, но оснований для госпитализации по-прежнему не было. Пока бригада ездила на необоснованные звонки, на ожидании лежало 50-70 вызовов.

На той же неделе был и такой случай, когда врачи уже в машине дважды «вытащили» женщину из состояния клинической смерти.

Фото: Фото из архива 63.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления